Продовольственные центры Испании Mercasa – это государственные компании: 49% акций принадлежат Министерству сельского хозяйства и 51% — Министерству финансов. Тем не менее, само государство в работу центров не вмешивается: все вопросы по стратегическому планированию и ценовой политике решает управляющая компания. — Первый продовольственный центр появился в 1966 году, когда рынок сельского хозяйства Испании был недоразвит. Суть центра заключалась в том, чтобы обеспечить поставку продовольствия для населения: для этих целей государство инвестировало в инфраструктуру для фермеров и оптовиков, — сообщил главный специалист по международному сотрудничеству Mercasa Антонио Сарториус. Сейчас в Испании 23 таких центра: они есть в каждом крупном городе страны.
Пользу от продовольственных центров получают все сельхозпроизводители – и крупные, и совсем маленькие. Для удобства территории разделены на два сектора: первый сектор — для крупных оптовиков, которые заключают долгосрочные контракты с центром и имеют постоянные торговые места, второй сектор — для фермеров, которые приезжают только в дни урожая, продают свою продукцию и освобождают места. В центрах четыре пищевых отдела — это овощи и фрукты, мясная, молочная и рыбная продукция. Здесь можно не только продавать свежие продукты, но и обрабатывать их: для этого выделены специальные зоны. К примеру, здесь могут помыть, почистить, нарезать и подготовить для транспортировки в магазины привезенный фермерами картофель. Согласно испанским законам, любая продукция должна быть в упаковке – будь то пластиковый пакет или ящик — для этих целей также есть отельная зона. Помимо этого, есть зоны международной сертификации и лабораторных исследований, зоны для хранения, в том числе и морозильные камеры. На территории центров также располагаются транспортные компании, которые оказывают услуги арендаторам, таможня, зона свободной торговли, консультационные и образовательные центры, банки и так далее. В среднем площадь центра составляет около 50 гектаров — на город с населением в полтора миллиона, однако есть и более крупные объекты: площадь продуктового центра в Мадриде — 160 гектаров.
Благодаря инфраструктуре центров производители минимизируют свои издержки. К примеру, фермеры для того, чтобы сэкономить, пользуются торговыми площадками и услугами центров сообща — совместно арендуют площадки, камеры хранения и так далее. Поскольку фермеров в Испании очень много (около 800 тысяч, а до входа в Евросоюз было еще больше – 2,4 миллиона), все они не могут физически присутствовать в этих центрах. Да и не нужно: ритейлерам проще общаться с несколькими представителями, чем с сотней разрозненных производителей того или иного продукта. Чтобы оптимизировать процесс, подсобные хозяйства, фермерства и прочие мелкие производители объединяются в кооперативы, союзы и так далее, и именно эти объединения реализуют товар в центрах. Более того, благодаря большому количеству зон хранения и холодильных камер удалось значительно снизить продовольственные потери. В некоторых странах от 30% до 40% продовольствия портится, не дойдя до покупателя: в Испании эти потери составляют всего 1-2%.
По словам Антонио Сарториуса, продовольственные центры уже принесли главный результат — они усилили конкурентоспособность испанских аграриев. — Мы перешли от недоразвитого сельскохозяйственного сектора к лидирующим позициям на рынке продовольствия, — отметил он. Сейчас страна производит 20 миллионов тонн овощей и фруктов: половина продукции идет на экспорт, а половину потребляют испанцы, при этом 6 миллионов тонн продуктов проходят через Mercasa. Благодаря продовольственным центрам Испании удалось создать конкурентоспособную цепь поставок, при которых и фермеры получают достойную оплату за свой товар, и конечная цена продукта остается на низком уровне. — В центрах также существует информационная система, которая позволяет отследить все этапы формирования цепочки добавленной стоимости, для того, чтобы государство получало точную информацию. Раньше многие производители жаловались, что ничего не получали за свою продукцию, хотя в итоге на рынке она стоила очень дорого: государство сбалансировало эту разницу, — сказал испанский представитель, отметив, что в Испании очень дешевые продукты по сравнению с другими европейскими странами.
А каковы арендные ставки в этих центрах?
Средняя арендная ставка торговых площадей, к примеру, в Мадриде и Барселоне составляет 10 евро за квадратный метр в месяц. В эту стоимость входит использование всей инфраструктуры, расположенной в данной торговой зоне, а также дополнительные услуги в виде уборки и обеспечения безопасности. Пользование зонами переработки производителям обходится в 7-8 евро за квадратный метр. При этом многие компании, которые занимаются дополнительными услугами, сами построили себе необходимую инфраструктуру и теперь оплачивают только землю – 1-2 доллара за квадратный метр в месяц. Также существует входная плата: транспортные средства при въезде на территорию делают разовый взнос, либо предъявляют членскую карту. И что самое интересное – общие затраты компаний на все это составляют менее 1% от общего их оборота.
Стоит отметить, на начальном этапе в инфраструктуру таких центров нужно вкладывать большие инвестиции, при этом вернутся деньги не скоро – в среднесрочной, либо долгосрочной перспективе. Однако результат стоит того. Испания уже давно вернула вложенные инвестиции, также доходы покрыли амортизацию центров. Сейчас продовольственные центры зарабатывают около 3-4 миллионов евро в год, часть из этих денег уходит на муниципальные нужны, а часть – в бюджет. Общий оборот компаний, которые присутствуют в центрах, составляет 12 миллиардов евро: естественно, все эти компании платят налоги. Таким образом, государство получает двойную выгоду: с одной стороны, стимулирует отечественный бизнес, с другой стороны, пополняет бюджет.